Основная идея Концепции создания национального инновационного комплекса Республики Саха (Якутия) «Земля Олонхо» основана на принципиально новых урбанизационных принципах создания его как самодостаточного городского кластера инновационного типа в городе Якутске с акцентом на сохранение, развитие и визуализацию культурно-духовного компонента, цивилизационных ценностей населения, самой территории.
Современная оценка мировых процессов территориального управления, разрабатываемая Н.А. Самойловой (Самойлова Н.А. Генезис экономического пространства территории. Территориальное управление с древней- ших времен до завершения Второй мировой войны. №11 2009. Архитектура и строительство России.; Самойлова Н.А. Генезис экономического пространства территории. Современное развитие территориального управления. №7 2010. Архитектура и строительство России.; Самойлова Н.А. Генезис экономического пространства территории. Современное развитие территориального управления. №8 2010. Архитектура и строительство России.) и другими, постулирует определяющую роль отдельных центров кар- касов городов - ядер, полюсов, кластеров, зон.
Городской кластер «Земля Олонхо» (не район или просто научный центр), а именно самодостаточный и самообеспечивающийся новый город внутри существующего города, с жителями и инфраструктурой нового технологического уклада (экологический транспорт, IT-технологии, энергосберегающие технологии и т.д.), создаётся с целью применения современных технологий при решении задач организации инфраструктуры территории на вечной мерзлоте.
Проектирование комплекса основано на потенциале Республики Саха (Якутия) в области внедрения в развитие городской среды инновационных проектов культуры, науки, образования и градостроительства.
Философия жизнедеятельности комплекса базируется на накопленном традиционном опыте якутского народа, приспособившего жизнедеятельность к условиям вечной мерзлоты и отразившем этот опыт в героическом эпосе - олонхо.
Известно, что имеется 150 полных записей различных олонхо, опубликовано около 20-ти, причем большая часть - без перевода. Множество олонхо находится в рукописном варианте. Наиболее известным является олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» (П.А. Ойунский. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос Олонхо. Перевод В. Державина. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1975 г.). В настоящей статье затрагивается концепция центрального культурологического сегмента комплекса, формирующего всю философию кластера (Борисов А.С. Тезисная концепция национального инновационного проекта «Земля Олонхо» Республики Саха (Якутия).).
Комплекс «Земля Олонхо» представляется как центр долины Туймаада в составе технопарка «Три долины», в будущем планируемого как комплекс трех долин среднего течения реки Лена - Эркээни, Туймаада и Энсиэли, где будут развиты новейшие инновационные информационные технологии (Борисов А.С. Тезисная концепция национального инновационного проекта «Земля Олонхо» Республики Саха (Якутия).). Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Земля Олонхо» должна быть первичной площадкой в составе технопарка для внедрения международных инвестиций. ОЭЗ «Земля Олонхо» должна иметь общую структуру, основанную на общем понимании олонхо как космологической модели мироздания, в котором взаимодействуют человек и природа, информация и пространство. Отдельные архитектурные градостроительные объекты и образы, расположенные без общей объединяющей идеи, не создадут визуальной и информационной среды, способной генерировать стратегическое развитие Республики Саха (Якутия).
ОЭЗ «Земля Олонхо» несомненно, имеет перспективы успешного развития при рассмотрении ее как одного из «полюсов роста» (Самойлова Н.А. Генезис экономического пространства территории. Современное развитие территориального управления. №8 2010. Архитектура и строительство России.), именно Якутской агломерации.
Применяя классификацию Путермана Л.Н. и Богдановой Е.Ю., можно принять, что Якутская агломерация является агломерацией местного или локального уровня (Путерман Л.Н., Богданова Е.Ю. Градостроительные агломерации в пространстве государства. Вестник. Зодчий. 21 век. Информационно-аналитический журнал, октябрь 2010 г.).
Планировка комплекса «Земля Олонхо» должна быть решена с учетом исторически сложившихся планировочных осей, пересечение которых на местности обозначены точками расположения сакральных мест: места поворотов и изломов осей, круговых площадок и других знаков- символов.
Город Якутск, основанный в 1632 году русскими землепроходцами под предводительством казачьего сотника Петра Бекетова, за три с половиной столетия сформировал
главную градостроительную ось, традиционную для городов, расположенных вдоль реки, и важную поперечную ось. Обе оси, участвующие в формировании каркаса города, обусловлены связями с прилегающими территориями. Причем «каркас города» в данном случае не представляет собой «мини-систему полюсов экономической активности», присущей мегаполисам. Дополняя Н.А. Самойлову (Самойлова Н.А. Генезис экономического пространства территории. Современное развитие территориального управления. №8 2010. Архитектура и строительство России.) можно утверждать, что в случае Якутска мини-систему полюсов образуют выраженные сакральные точки городского пространства. При этом, ОЭЗ «Земля Олонхо» как часть целого (информационно-экономический кластер как автономный город в городе), подобно этому целому (Якутской агломерации), вполне укладывается в определение фрактала (Самойлова Н.А. Генезис экономического пространства территории. Современное развитие территориального управления. №8 2010. Архитектура и строительство России.). Три уровня агломераций - местного или локального уровня, регионального уровня и государственного федерального уровня (Путерман Л.Н., Богданова Е.Ю. Градостроительные агломерации в пространстве государства. Вестник. Зодчий. 21 век. Информационно-Якутская агломерация логично отражают экономическое пространство фрактальной структуры.
Якутская агломерация
Якутский национальный Саха Театр, как средоточие и генератор сакральной мысли этноса, в советское время располагался в здании православного храма на площади пересечения и излома городских осей. Впоследствии новое здание Саха Театра расположилось на площади Орджоникидзе с круговой площадкой, на месте излома и разветвления городской оси, идущей с севера на юг.
Расположение Театра оперы и балета на площади Дружбы народов, находящейся на пересечении двух главных городских осей - на такой же значимой точке, также весьма знаменательно. Площадь Орджоникидзе и площадь Марата с Преображенской церковью до недавнего времени были круговыми площадками, то есть являются выраженными сакральными точками пространства, опорами городского каркаса.
Уместно при разработке плана застройки комплекса «Земля Олонхо» применить закрепленные на сакральных точках градостроительные оси и влияющие на эту территорию, схему «Древа мироздания» как ось, вертикально интегрирующую и организующую иерархию уровней, частей комплекса. Тут надо иметь ввиду, что под «Древом мироздания», понимается не буквальное эпическое дерево Аал Луук Мас, наклонно «врытое» в землю, а план-схема, концептуально структурирующая планировочное решение комплекса.
Такой подход позволяет логично решить компоновку пространства, состоящего из трех условных уровней, отражающих космоцентрическую картину мира олонхо.
Весь комплекс представляет собой рекреационную зону, органично вписанную в существующий ландшафт. Основная ось комплекса направлена с севера на юг, вершиной в точку зенита солнца в день летнего солнцестояния. По иерархии уровней, территория комплекса на рассматриваемой городской территории, которая называется «антенное поле», условно разделяется на три зоны: зоны нижнего, среднего и верхнего миров, в плане имеющая легко читаемый образ Древа, вершиной направленной на юг. В республике имеется достаточный опыт органи- зации ритуальных пространств с целью проведения лет- них праздников ысыах (як. ыс - окропление, брызгание) (В. Ф. Яковлев. Ысыах: Туймаада - Эллэй - Ус Хатын. - Якутск: ГУП НИПК «Сахаполиграфиздат», 2005.).
Зона Нижнего мира в северной части комплекса, означающее корни Древа, представляет собой международный финансово-деловой центр «Баай Байанай», с офисными помещениями, банком, фондовой площадкой, депозитарием, хранилищем, автостоянками, помещениями подземного расположения. При дальнейшем развитии технологий здесь можно располагать помещения, связанные с низкими температурами, то есть часть объемов расположить под землей. По мнению известного якутского ученого В.В. Илларионова, уместно расположить некоторые объекты под землей, выражая Нижний мир (Илларионов В.В. Некоторые вопросы представления трех миров олонхо при строительстве комплекса «Земля Олонхо». На як. яз.). Объемы этой части территории плавно перетекают в Срединный мир, где под зеленым покровом искусственного ландшафта располагается объект «Фильмодеревня олонхо» с мультиплексом, интерактивной зоной и т.д.
Срединный мир представлен в образе алаас - долины олонхо, в центре которого на пересечении главных осей комплекса и (сектора) восхода солнца в летнее время на возвышении (эпический холм Аар Дуур Булгунньях) устанавливается сакральный символ комплекса - объект Древо мироздания или Мировой столп (эпическое дерево Аал Луук Мас) в виде ритуального кумысного кубка чорон с обзорной площадкой.
Все сектора, пешеходные дорожки в срединном мире расположены вокруг этого объекта.
По мнению многих якутских ученых и специалистов - этнографов, фольклористов, философов, из множества объектов главенствующую роль на территории комплекса должны иметь объекты, семантически структурирующие землю олонхо: центр нужно обозначить Мировым древом Аал Луук Мас на холме Аар Дуур Булгунньях, север - мировой горой-юртой Могол Ураса, на западной стороне возвести железное жилище богатырей Улахан Уорагай.
На рассматриваемом антенном поле ось (сектор) восхода солнца в летнее время направлена на колокольню Богородицкой церкви.
Общий вид комплекса Земля Олонхо
В восточной части (на северо-восточной стороне долины-алааса, одной из канонических восьми сторон), на возвышении, располагается сакральное поле тюсюлгэ (от як. тюс - снизойди, спустись) для организации встречи солнца в день летнего солнцестояния с ритуальными объектами -«хрустальными» коновязями - сэргэ и девятиярусной юртой Могол Ураса в форме традиционного летнего жилища древних якутов.
В юго-восточной части находятся искусственное озеро, объёмы инновационно-производственной зоны города мастеров Кудай Бахсы, вырастающие из ландшафта, с выставочными павильонами, где также имеются свои тюсюлгэ - открытые поля с комплексами ритуальных сооружений.
В северо-западном секторе алааса воздвигается Международный Центр Олонхо, в форме огромного традиционного якутского зимнего жилища - Улахан Уорагай. Международный центр олонхо главным входом ориентирован на юго- восток, в центр зоны алаас. В здании будут размещены театр олонхо с несколькими залами, интерактивный музей, цифровые архив, библиотека олонхо, пресс- центр, конференц-залы, выставочные залы, офисы, помещения для обрядовых действий, магазины и рестораны.
Юго-западный сектор - рекреационная зона для проведения летнего праздника - ысыах, с ритуальными площадками - тюсюлгэ, и местами отдыха, связанная в свою очередь, с находящимся через улицу Автодорожная с ипподромом. Во время праздника ысыах, на территории ипподрома возможно размещение площадок для национальных видов спорта.
Верхний мир (крона древа, южная часть территории) отводится инновационному поселению, производящему наукоемкую продукцию технопарка ОЭЗ «Земля Олонхо». Инновационное поселение как маленькая теоретическая модель комплекса «Земля Олонхо» состоит из купольных автономных модулей, каждая из которых имеет свою функцию: жилую, научно-производственную, административную. Купольные покрытия раздвижные, все модули объединяются с центральным общественным модулем, административными и рекреационными модулями, имеющих ту же пространственную структуру алааса. Все подкупольные объекты, расположенные на платформах, для предотвращения растепления вечной мерзлоты максимально приподняты от поверхности земли. Модули связаны автомобильными и пешеходными дорогами также приподнятыми до уровня платформ на опорах-сваях и покрытыми раздвижными купольными галереями.
Философия архитектурного решения поселения продиктована традиционным описанием срединной земли, южной прародины олонхо - «прекрасной долины алаас и окружающих ее восьми ободах», а также архитектурно- строительным и планировочным решением поселений древних жителей Сибири на рубеже III-II тысячелетий до н.э., которые применяли при сооружении своих первогородов округлые укрепления, огороженные наземными деревянными «жилыми стенами», имевшими концентрическую планировку. Первые зародыши городов в Сибири и на Урале имели вид круговых городов с радиально расположенными к центру трапециевидными жилищами, примыкающими к круговой оборонительной стене (Кызласов Л.Р. Городская цивилизация Срединной и Северной Азии: исторические и археологические исследования. - М: Изд-во «Восточная литература РАН», 2006 г.). Также в неолитическое время в Сибири, в т.ч. и центральной Якутии, уже существовали святилища-храмы округлой формы, замкнутые кольцевыми рвами, по дну и краю которых располагались деревянные столбы-колонны и кострища (Федосеева С.А. Ограбление могил и проблема зарождения первобытного атеизма на рубеже эпох камня и ранних металлов. (по материалом Диринг-Юряхского могильника). Археология Якутии и ее место в мировой науке о происхождении и эволюции человечества. Очерки по динлинской истории Якутии. Труды Приленской археологической экспедиции. - Якутск: ООО «Литограф», 1999 г.). Исследователи считают, что это святилища, связаны с культом солнца. Нет сомнений у ученых и в том, что возникновение этих протогородов связано с культурой ираноязычных народов с южных развитых центров.
Учитывая южное происхождение олонхо, древний индоиранский пласт в этногенезе якутов, параллели кумысного обряда алгыс с культом солнца и огня строителей этих протогородов, архитектурные идеи древней «страны городов» Сибири и Урала стали отправными для конструктивного решения инновационного поселения комплекса «Земля Олонхо».
Все модули покрыты инновационными куполами, предполагается, что купола будут выполнены подвижно- раздвижными и в зависимости от погодных условий, могут сдвигаться и раздвигаться. Внутри модулей комфортная погода + 20 градусов, т.е. в инновационном поселении «Земля Олонхо», в условиях вечной мерзлоты Крайнего Севера, искусственно создается условие южной прародины олонхо, описываемой как «страна с вечным летом, без зимы и стужи, где всегда зелено и поют птицы». Основания и фундаменты модулей проектируются как искусственные платформы на мощных опорах-сваях. По нижней части платформы протягиваются инженерные сети и коммуникации модуля.
Автомобильные и пешеходные дороги также покрыты подвижно-раздвижными галереями и подняты на сваи, обеспечивая исключение негативного влияния на вечную мерзлоту, окружающую среду и в то же время, агрессивной среды на человека.
Пространства под- и между модулями используемы, здесь могут разбиваться летние парки отдыха поселенцев, ботанические сады, агропарки, зимой лыжня, горки, непосредственно под платформами размещаться холодные склады, стоянки автотранспорта и т.д.
Стратегическая цель поселения Земли Олонхо - создание нового уклада жизни, основанного на симбиозе человека и природы, переориентация человечества с техногенного пути развития на духовный. Основные принципы создания поселения Земля Олонхо - вписанность в ландшафт; экологическое равновесие, встроенность в экологические циклы, минимизация влияния на природу; применение возобновляемых источников энергии; наличие необходимой социальной инфраструктуры; развитый экологически чистый общественный транспорт; решение проблемы утилизации мусора; максимальное озеленение; преимущественно малоэтажная застройка; создание условий для комфортного проживания.
Концепция культурологического ядра сегмента основана на философии сакрального мира олонхо - земли олонхо. Герои олонхо - богатыри, рожденные в верхнем мире, спускаются в младенчестве верхними божествами для обустройства срединного мира, заложения поселения людей и становления рода. Центром этих поселений, визуально отражающим мироздание, являются сакральные обрядовые комплексы - тюсюлгэ, где проводятся летние обрядовые кумысные праздники ысыах.
Архитектурная типология тюсюлгэ, огороженной площадки комплекса сакральных сооружений для проведения обряда испрашивания божественной благости - алгыс, как обрядового комплекса летнего обрядового праздника ысыах аналогична концепциям сакральных комплексов традиций небесных молений родственных южносибирских и уральских тюрков - алтайцев, хакасов, тувинцев, башкир и т.д. (Федорова Л.В. Ысыах олонхо. Философия архитектурной концепции тюсюлгэ. На як. яз. Материалы республиканского научно-практического семинара «Обряды Ысыаха Олонхо. Игры Олонхо». - Якутск: ООО «Компания «Дани Алмас», 2009 г.).
Выбранное для тюсюлгэ особое сакральное место древние якуты «космосизировали» - огораживали, внутри огороженного сакрального пространства возводили храм, главную юрту, жилище божества, мировое древо, мировой столп, главную коновязь, алтарь, жертвенник и т.д. Для них этот комплекс сакральных сооружений становился проекцией упорядоченного Неба, «космоса» на поверхности земли. Вблизи этого пространства обустраивалась и повседневная жизнь.
Скотоводческие племена, пришедшие с районов Центральной Азии в Урал и Сибирь, из-за суровых природных условий постепенно перешли на полуоседлый уклад хозяйствования «зимник - летник». Этот переход обусловил появление мест пригодных и удобных для долговременного проживания. Именно остатки их старых стойбищ и поселений позднее стали обычными и хозяйственно целесообразными для использования новыми поколениями или мигрантами. Так появились древние протогорода на Урале и в Сибири, на месте них выросли современные города. Дошли они и до долин реки Лена, так на берегу озера Сайсары древние переселенцы построили тюсюлгэ, провели обряд ысыах и впоследствии на этом месте вырос город Якутск.
Таким образом, место древнего сакрального сооружения тюсюлгэ на берегу озера Сайсары, сегодня это место возведения комплекса «Земля Олонхо», можно рассматривать как зародыш, ядро формирования пространства города Якутск.
В центральном здании любого человеческого поселения - в храме, в центральном сооружении святилища,
в центральном сооружении любого освоенного или созданного человеком пространства жизнедеятельности - в храме, алтаре, в центре своего обитаемого мира: в фокусе населенной долины, в жилом помещении, в здании, во дворе, на перекрестке улиц, на площади, иначе говоря, в центре своей домашней, сельской, городской Вселенной человек стремился поместить изображение вселенского мироздания (Терехова Г. Л. Философия архитектуры: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007 г.).
Разработка данной версии архитектурной концепции культурологического сегмента кластера «Земля Олонхо» основывается на этом непреходящем принципе.
В целом, развитие экономического пространства территории комплекса «Земля Олонхо» должно быть направлено на то, чтобы «...обеспечить эффективность использования экономического пространства территории и увеличить инновационную конкурентоспособность территорий» (Самойлова Н.А. Генезис экономического пространства территории. Современное развитие территориального управления. №8 2010. Архитектура и строительство России.). Если допустить словосочетание «генезис и развитие», то сложившиеся к настоящему времени каркасы городов с их полюсами и ядрами экономической активности будут развиваться в направлении повышения инновационной конкурентоспособности, если их каркас будет соответствовать национальной и/или региональной фрактальной структуре. Раньше новые города, создаваемые на неосвоенных территориях Сибири и Дальнего Востока, не могли самостоятельно полноценно функционировать без постоянных дополнительных централизованных капиталовложений (Самойлова Н.А. Генезис экономического пространства территории. Современное развитие территориального управления. №8 2010. Архитектура и строительство России.). Сейчас эти же города, в связи с развитием информационных технологий, имеют возможность быть элементами и ядрами информационного пространства в его четвертичном секторе - в секторе финансовых и сопутствующих им услуг.
Город Якутск, ввиду расположения, удаленного от крупных промышленных центров и коммуникаций, не является достаточно активным фрактальным элементом схемы размещения производительных сил и схемы расселения населения. При этом определенные резервы развития усматриваются как столицы огромной, 1/5 части РФ, территории. Город расположен на берегу реки Лена, является местным транспортным узлом. Эта характеристика экономического пространства дополняется строительством железной дороги, которая дойдет до противоположного берега Якутска через 2 года. Со строительством авто- железнодорожного моста через Лену сложится Якутская агломерация, включающая в себя три долины и заречные территории, с реальными границами, определяемыми по конечным пунктам суточных и недельных «маятниковых миграций» (Самойлова Н.А. Генезис экономического пространства территории. Территориальное управление с древнейших времен до завершения Второй мировой войны. №11 2009. Архитектура и строительство России.).
В следующих публикациях было бы интересно проанализировать фрактал территории с двумя ядрами экономического развития - Якутской и Нерюнгринской агломерациями, объединенных в единый каркас развития посредством русла расселения (Крашенинников А.В. Перспективы автономных градостроительных комплексов. Архитектура и строительство России. №7, 2010 г.), транспортными связями и информационными технологиями. Данный экономический фрактал будет функционировать в новых условиях, его роль в иерархии экономического пространства региона, страны и мира будет качественно новым. Отличительной особенностью данных агломераций будет наличие в них полюсов роста в виде кластеров нового вида - центров информационных и инновационных наукоемких технологий.
Представление жизнедеятельности кластера нового типа на основе традиционного народного представления об организации среды жизнедеятельности с учетом сакрального опыта народов отражает особенности генезиса территории и создает дополнительную устойчивость его развитию.
Данная версия архитектурной концепции комплекса «Земля Олонхо» основана на предполагаемых особенностях практического инвестирования в ОЭЗ:
- при отводе под развитие ОЭЗ значительной части Заложного района города и побережья озера Сайсары, практическое освоение территории должно начаться с относительно небольшой территории антенного поля, где без сноса, выноса сетей и т.п. можно начинать строительные работы. Эта небольшая территория на начальном этапе строительства уже должна иметь все сакральные и канонические элементы комплекса «Земля Олонхо».
- в целях продвижения идеи проекта «Земля Олонхо», уместно использовать V Международные спортивные игры «Дети Азии» и международный спортивный форум, проводимые в Якутске в 2012 году. К 2012 году должны быть построены ландшафтный парк согласно схеме застройки, который будет потом застраиваться отдельными объектами, и первые олонхо-объекты. Первоочередным является интерактивный центр, который при помощи современных информационных технологий (объемного изображения, голографических технологий, спецэффектов) будет показывать, и объяснять суть самого олонхо, транслировать созидающую философию народов Якутии. Архитектурная форма и объемно-планировочное решение Международного Центра Олонхо могут быть реализованы в формах близких к эпическим объектам главной юрте Могол Ураса или железному жилищу Улахан Уорагай. Строительство же Международного Центра Олонхо может быть осуществлено на 3 этапе реализации проекта Земля Олонхо.
- при проектировании архитектурно-ландшафтного решения комплекса необходимо отразить традиционную космоцентрическую картину мира саха, связь человек- природа, человек-космос, отразить архитектурное наследие в современности через новые научно-инновационные, технические решения объектов комплекса.
- инженерное обеспечение всего проекта представляется весьма затратным, по этой причине на стадии эскизного проектирования необходимо ориентировочно определить электрические, тепловые нагрузки, нагрузки по воде, канализации и другие. Инженерный блок под первую очередь строительства должен войти в программу работ, предусмотренных к выполнению к 2012 году, и должен в опережающем порядке, с запасом, покрыть все нагрузки потребления объектов дальнейшего строительства. Должны применяться самые современные технологии энергоэффективного, энергосберегающего и экологического проектирования. Только в этом случае можно привлечь и эффективно внедрить привлекаемые инвестиции.